George Telezhko (yurate1) wrote,
George Telezhko
yurate1

Categories:

Почему датчане так считают?

Одна из систем счисления, построенных на пальцах, - двадцатеричная. При чём тут пальцы - понятно: у человека этих счётных приспособлений ровно двадцать.

Даже не зная иностранных языков, просто немного порывшись в сети с помощью поисковых систем, можно обнаружить, в каких ныне существующих европейских языках есть следы применения двадцатеричной системы счисления - а попросту если, счёта двадцатками. По крайней мере, такие следы сразу обнаружились во французском и датском языках.
Во французском языке до 60 счёт идёт почти привычным десятичным способом, даже 11 и 12 - составные (onze и douze, где -ze - обозначение первой десятки). "Почти" - потому что дюжина, похоже, дала себя знать переходом от seize 'шестнадцать' к dix-sept 'семнадцать' с изменением обозначения десятки после шести единиц первого разряда с -ze на dix-. После шестидесяти в полный рост проявляется двадцатеричная система, например, 71 выражается схемой "шестьдесят-одиннадцать" - soixante-onze, а 80 - схемой "четыре-двадцатки" - quatre-vingts.

Откуда у французов остатки счёта двадцатками? От франков? - вряд ли, германские племена нигде не проявили тяги к двадцаткам. И французы, помним, не использовали особых германских обозначений для чисел 11 и 12. Может, от латинов? - нет, там сотня нашинкована на десятки без вариаций. Остаются галлы.

Проверяем эту мысль. Галлы - этнические родственники кельтов-бриттов, к которым относятся так же и современные кимры, которых "со стороны" называют валлийцами. Проверка довольно быстро увенчалась успехом: в древнекимрском 40 - douhouceint, 60 - trimuceint То есть 40 - 'два чего-то там', 60 - 'три того же самого чего-то там'. То есть древние кельты бриттской группы считали двадцатками. Точнее, их далёкие предки, поскольку для числа 50 в древневаллийском было уже не двадцатеричное, а десятичное слово pimmunt, образованное от древневаллийского pimp 'пять' (в пятидесяти - пять десятков, кто не помнит), то есть древние кимры двадцатеричную систему успели частично растерять. Но у французов дело обстоит так же, пятьдесят у французов десятичное - cinqante (то есть тоже 'пять десятков'). Полагаем, что с французами что-то прояснилось.

Перейдём к жителям Ютландии - датчанам.
Названия единиц и числа от 10 до 19 в датском имеют общегерманское происхождение. Пока всё идёт по плану.

С названиями десятков начинаются неожиданности. Если в датских 20 (tyve), 30 (tredive) и 40 (fyrre) можно угадать названия соответствующих единиц - 2 (to), 3 (tre) и 4 (fire), то в названиях десятков, начиная с 50, видно что-то из ряда вон выходящее:

50 halvtreds
60 tres
70 halvfjerds
80 firs
90 halvfems.

То есть десятки от 50 именуются следующим причудливым путем:

50 = 2.5 * 20 - 'пол-третьей (двадцатки)'
60 = 3 * 20 - 'третья (двадцатка)'
70 = 3.5 * 20 - 'пол-четвёртой (двадцатки)'
80 = 4 * 20 - 'четвёртая (двадцатка)'
90 = 4.5 * 20 - 'пол-пятой (двадцатки)'.

Слово 'двадцатка' пишется или говорится в исключительных случаях для придания "высокого стиля" тексту.

А у датчан откуда остатки двадцатеричной системы счисления, если в Ютландии, согласно официальному мнению, искони жили германские племена? Я полагаю, что, когда факт не вписывается в официальное мнение, то следует корректировать официальное мнение. Германские племена пришли в Ютландию, когда там уже обитали кимбры (Ютландия одно время называлась Кимбрским Херсонесом), а кимбры, по весьма значительному набору признаков, имеют кельтское (галльское) происхождение (см. об этом подробнее в очерке "Кимбры и тевтоны"). Теперь, по крайней мере, мы имеем основания предполагать, что датчане переняли счёт двадцатками от галлов-кимбров, чем отличились от прочих народов, говорящих на скандинавских языках.

А у кельтов где возник обычай считать двадцатками? Ведь на холодном севере Европы использовать пальцы ног для счёта очень неудобно! Другое дело - считать двадцатками там, где люди могут ходить босиком. Роемся дальше и обнаруживаем, что ещё у древних адыгов счет велся аналогично: тощIищ, то есть сочетание "двадцать-три" – это '60'! На первый взгляд, просто совпадение. Вот индейцы майя тоже считали двадцатками - ну и что? В какой общей школе майя и кельты могли учиться считать? В общем, майя мы пока оставим в покое. Но не адыгов.

В старом очерке "О происхождении кельтов" обосновывается возможность происхождения кельтов на территории Катакомбной культуры, которая имела торговые связи с Кавказом и получала приток населения с территории Майкопской культуры. Это было во втором тысячелетии до нашей эры. К концу второго тысячелетия климатические неурядицы в Северном Причерноморье заставили местные племена искать новые места обитания, и с 10 века до н.э., по Городцову, в Закавказье появились киммерийцы - предки кельтов-бриттов. (Предки гойделов миновали Закавказье, судя по "Книге о захвате Ирландии", и у современных ирландцев следов счёта двадцатками я не увидел.) Взаимодействие пришельцев с Закавказьем должно было привести к некоторой унификации способов счёта товара и денег, то есть и предки адыгов, и киммерийские предки кимбров-кимров имели и потребность, и возможность пользоваться общей системой счёта, в этом случае - двадцатеричной.

А южные соседи адыгов, как они считали?
У грузин числа 40, 60 и 80 называются ормацы, сомацы и отхмацы, где оцы означает 'двадцать', ори – 'два', сами - 'три', отхи – 'четыре'. Числа 30, 50, 70, 90 называются оцдаати, ормоцдаати, цамоцдаати и отхмоцдаати, то есть образуются от вышеназванных добавлением -даати, обозначения десятки: оцы ('20') + даати (10) = оцдаати ('30').
Счёт двадцатками характерен и для нахов: в ингушском "составные числительные образуются по двадцатеричной системе: шоизткъа 'сорок' (2 х 20), кховзткъа 'шестьдесят' (3 х 20) и т. д. Промежуточные числительные образуются сочетанием ткъа, шоизткъа и т. д. с числительными от 1 до 19 включительно", в чеченском - аналогично.
В обиходном осетинском также сохраняется счёт двадцатками - например, дыууиссаедзы 'сорок' (буквально, 'две двадцатки'), которого, однако, нет в древнеперсидском - языке той же иранской группы; аланы, видимо, приобрели эту особенность счёта, осев на Кавказе.
Следы счёта двадцатками есть и в ряде дагестанских языков: рутульском, табасаранском и др., иногда в параллель с десятичным счётом, как в осетинском языке.
Таким образом, практически повсеместно на Кавказе в древности был распространён счёт двадцатками, в отличие от прочих областей Европы и Передней Азии.

Албанцы тоже сохранили "кавказский" след счёта двадцатками: 20 - njёzet 'одна двадцатка', 40 - dyzet 'две двадцатки'.
И у басков, которых я продолжаю считать выходцами с Кавказа, система числительных - двадцатеричная: hogei - 'двадцать'; bi - 'два', berrogei - 'сорок'; hiru - 'три', hirurogei - 'шестьдесят'; lau - 'четыре', laurogei - 'восемьдесят'; laurogeita hamar - 'девяносто' ('4 двадцатки и десять').
Албанцы, кельты-бритты, французы и датчане испытали влияния очень многих народов, поэтому у них только следы этой системы, баски же, нахи и грузины сохранили её полностью.

Вернёмся к датчанам, ведь в их счёте есть ещё одна странность.
Мы видим по обозначениям чисел от 50 до 90, что основание системы счисления (двадцатка) применяется в обозначениях с необычными древними формами дробных числительных halvtred 'пол-третьей', halvfjerd 'пол-четвёртой' и halvfem 'пол-пятой'. Однако похожая конструкция до сих пор применяется в датском языке для обозначения 1.5 - halvanden. Такие числительные были в ходу и в русском языке! Фасмер пишет в статье "полтора": "также полъ друга, полъ третья «два с половиной», полъ шеста «пять с половиной», полпята — еще у Ломоносова". Из них в славянских языках сохранилось только полтора - от пол-второго - в русском и польском языках. Есть ещё и такое интересное совпадение: как-то получилось, что и нынешний польский, и нынешний кимрский языки - это языки с фиксированным ударением на предпоследнем слоге.

Интересная картина вырисовывается. Датчане от общегерманского наследия получили особые названия последних чисел дюжины, elleve ('11') и tolv ('12'), от галлов-кимбров - счёт двадцатками, а применение дробных числительных усвоили от предков славян, скорее всего - предков русов или поляков, ближайших соседей кельтов, в т.ч., и кимбров. У других германцев, равно как и у галлов, последней особенности языка я не знаю. В немецком есть два дробных числительных для обозначения правильных дробей: einhalb (1/2) и dreiviertel (3/4) - и всё. В древнеанглийском, испытавшем датское влияние, также использовалась конструкция типа "половина следующего" для обозначения предыдущего числа плюс половина. В современном немецком аналогичная конструкция используется только для обозначения половины следующего часа: halb vier означает 'пол-четвёртого', то есть 'три часа тридцать минут'.

У грузин и нахов, как мы видели, дробные количества двадцаток тоже не используются, у басков - тоже. Получается, что германские предки датчан, прибыв на север Европы, оказались поначалу среди галлов и славян, откуда, возможно, и получились вышеописанные особенности в обозначениях чисел в датском языке.
Tags: германцы, кельты, славяне
Subscribe

  • Статья о прародине славян

    Только у себя ничего не написал о последней статье. В онлайн-формате - здесь (на англ.): https://discourse.elpub.ru/jour/article/view/380 .…

  • Чёлн

    Время от времени встречаются интересные связи родных слов со словами весьма удалённых языков. Вот и сейчас возникла идея проверить, нет ли связи…

  • Суббота

    Статья о субботе у Фасмера подробна и, практически, безукоризненна. Единственный нюанс, который Фасмер учесть в его время не мог, это направление…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Статья о прародине славян

    Только у себя ничего не написал о последней статье. В онлайн-формате - здесь (на англ.): https://discourse.elpub.ru/jour/article/view/380 .…

  • Чёлн

    Время от времени встречаются интересные связи родных слов со словами весьма удалённых языков. Вот и сейчас возникла идея проверить, нет ли связи…

  • Суббота

    Статья о субботе у Фасмера подробна и, практически, безукоризненна. Единственный нюанс, который Фасмер учесть в его время не мог, это направление…